ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Работа Президента –концентрированное выражение интересов народа

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

***

Важнейшие выступления Главы государства публикуются в многотомном сборнике «Н.А.Назарбаев. Избранные речи», издание которого начато в 2009 году. В первом томе собраны выступления за период 1989-1991 годов -до обретения независимости, интересные тем, что в них прозвучали стратегические идеи, нашедшие свое воплощение уже после того, как Казахстан стал суверенным государством.

***

22 февраля 1990 года Н.Назарбаев выступил на XVI сессии Верховного Совета Казахской ССР одиннадцатого созыва по случаю избрания Председателем Верховного Совета Казахской ССР.

В предлагаемом отрывке содержатся глубокие мысли по поводу дальнейшего экономического развития республики, обновления политической, социальной и духовной жизни народа Казахстана:

«Вся наша деятельность должна быть проникнута заботой о людях, об обеспечении им достойных условий жизни и труда, утверждении принципов социальной справедливости, расширении возможностей для всестороннего развития личности.

На службу этим благородным целям будут поставлены действия всех республиканских органов, в том числе и по достижению экономического суверенитета Казахстана. Советы, как хозяева территорий, обязаны играть в этом деле более заметную роль. Речь идет о необходимости значительного расширения экономических прав регионов, открывающего большие перспективы роста экономической мощи республики, успешной реализации сложных, трудноразрешимых в условиях диктата центральных ведомств проблем.

К сожалению, сегодня приходится оглядываться на реакцию союзных министерств, мириться с их «аппетитами», которые порой не знают предела. Республика, как известно, владеет всего 7,5% объема имеющегося на ее территории промышленного производства, остальное - в распоряжении центра. Поэтому в ближайшее время предстоит покончить с этой несправедливостью.

Особую важность представляют проблемы расширения внешнеэкономических связей Казахстана, налаживания контактов с иностранными компаниями. Необходимо решать вопросы создания в республике так называемых свободных экономических зон».

Независимость дала Казахстану возможность реализовать эти идеи, и самому распоряжаться всеми своими богатствами.

В следующей цитате видна жесткая позиция Главы государства по отношению к Союзному центру:

«Во-первых, если нет собственности на землю, ее недра, леса, животный мир и т.д. - нет и суверенитета республики, провозглашенного Конституцией СССР. Такое положение нравится правительству СССР, и его министерства не хотят упускать власть.

Во-вторых, согласно Декларации об образовании СССР от 1922 года Казахстан не передавал права собственности на свою территорию никому. Там говорилось, что республика добровольно делегирует отдельные свои права центру.

Эти положения административной системой на практике отменены, а мы их забыли. Поэтому Верховному Совету республики необходимо немедленно начать разрабатывать законы, исходя из положения собственника на своей территории. Местные Советы, юристы должны разработать соответствующие предложения и внести их в Верховный Совет Казахской CCP.

В-третьих, республика должна поставить вопрос о пересмотре Договора от 1922 года и принятии нового закона о государственном устройстве СССР с целью совершенствования нашей федерации в интересах республики и страны, в целом».

Последовавший в скором времени окончательный развал СССР сделал ненужным пересмотр упомянутого Н.Назарбаевым Договора от 1922 года. Началась новая эпоха - эпоха евразийской интеграции, инициированной нашим Президентом.

Как мы знаем, Н.Назарбаев всегда был сторонником президентской формы правления. Вот, что он  говорил 14 марта 1990 года

на III съезде народных депутатов СССР по вопросу учреждения поста Президента СССР:

«Считаю, мы должны включить в работу новый механизм власти не только ради устранения остро вставшей ныне проблемы личной и общественной безопасности, ликвидации возникшего социального напряжения, хотя и это само по себе чрезвычайно важно. Во сто крат важнее увидеть за президентской формой правления образ будущего страны, черты разумного соотношения законодательной и исполнительной власти. Поиски справедливого, гуманного, демократического устройства общества (а многообразные новации во всех сферах жизни уже сейчас вырисовываются, прежде всего, в своей демократической сути) неизбежно ставят вопрос о гарантиях их защиты.

Президентская власть, по-нашему убеждению, может стать таким гарантом, ибо содержит в своей основе регулирующие начала, способные придать всем видам государственной власти гармоничную целостность».

Президентское правление не помогло сохранить Советский Союз, но именно под руководством Президента Назарбаева Казахстан 25-й год уверенно идет по пути суверенного развития.

А через месяц, выступая на I сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва по случаю избрания Президентом Казахской ССР, Н.Назарбаев дал самое четкое определение сути президентской формы правления:

«Можно сказать так: деятельность Президента - это по сути своей концентрированное выражение интересов всего народа. А созидательная работа парода - это основа основ эффективной президентской власти».

Еще одна интересная речь Президента прозвучала по Казахскому телевидению 6 октября 1990 года, когда казахстанцы впервые праздновали День республики:

«К чему же стремимся мы в устройстве государственной, экономической, общественной жизни, какой хотим видеть республику в будущем?

Ответ на этот вопрос, казалось бы, прост: мы хотим видеть Казахстан экономически мощной, свободной республикой, способной обеспечить каждому человеку, каждой национальной и социальной группе населения полнокровное духовное развитие, реализацию прав личности. Однако путь к этой цели сложен. Он требует не только ломки управленческих структур, но и внутреннего освобождения людей от идеологических догм и мифов, сковывающих волю, подавляющих индивидуальные качества.

Во имя свободного развития человека мы решительно порываем с тотальной государственностью, отчуждающей людей от земли, рабочего места, от всего окружающего их мира. Выступая за новый Союзный договор, который уже обретает зримые черты, мы отстаиваем право народа самому распоряжаться принадлежащими ему богатствами и созданным потенциалом. При этом мы не представляем Казахстан вне Союза, но не союза ведомств, а равноправных суверенных республик, связанных между собой экономической и духовной общностью.

Мы порываем с той уродливой формой собственности, которая лживо называлась «общенародной», но, по сути, никогда народу не принадлежала. Возвращаясь к нормальным экономическим-рыночным отношениям, мы хотим вернуть человеку присущую ему инициативу и предприимчивость, право быть не поденщиком, а хозяином на своей земле.

Мы бесповоротно отказываемся от агрессивного подавления человеческой индивидуальности, навязывания людям казенного образа мыслей, от показного единодушия. Мы прекращаем эксперименты над личностью, попытки унифицировать культуру, традиции, память, язык народа, порождающие лишь недоверие и отчуждение людей друг от друга. Общечеловеческие ценности, выработанные цивилизацией за многовековую историю, свобода совести, демократизация общественной жизни - вот те приоритеты, на которые мы опираемся и будем опираться впредь.

Мы провозглашаем общество, открытое для взаимовыгодного экономического сотрудничества, передовых идей и технологий, высокой культуры».

В своем выступлении на II сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва 25 октября 1990 года Н.Назарбаев представил

проект программы перехода к рынку, учитывающий специфические особенности народного хозяйства Казахстана. Здесь он высказал предложения, которые сыграли очень важную роль в дальнейшем развитии нашей страны.

«Сейчас Президент республики имеет весьма ограниченные права, отсутствует достаточная правовая основа, необходимая для формирования сильной исполнительной власти. Затруднено осуществление тех полномочий, которые составляют компетенцию главы суверенного государства, не регламентированы связи Президента с областными Советами народных депутатов. Президенту на практике приходится заниматься вопросами компетенции правительства, повседневными вопросами, оперативными функциями. Правительство, со своей стороны, работает с оглядкой на вышестоящие органы.

В связи с этим объективно необходимо наделение высшего должностного лица республики дополнительными полномочиями. Их состав приведен в предложенном вам проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР.

Предлагается совмещение Президентом республики функций главы государства и высшей исполнительной власти. В новых условиях он получит возможности непосредственного регулирования экономики и создания новых исполнительно-распорядительных органов, свойственных рынку», - сказал Н.Назарбаев.

Там же Президент отметил, что,  в условиях перехода к рынку принципиально меняется роль республиканских министерств и ведомств: «Они освобождаются от командно-распределительных функций, сосредоточивая свою деятельность на разработке экономических методов регулирования производства, его научном, техническом, информационном, коммерческом и правовом обслуживании, кадровом обеспечении, анализе емкости рынков и динамики цен, создании условий для справедливой конкуренции».

Все известно, какое большое внимание уделяет Н.Назарбаев сохранению межэтнического мира в Казахстане, в том числе постоянно напоминая о многовековых традициях дружбы и сотрудничества, в том числе между казахским и русским народами. Но были в нашей недавней истории моменты, когда Главе государства приходилось проявлять очень большую твердость и решимость для того, чтобы не допустить обострения ситуации в сфере межнациональных отношений.

На собрании республиканского актива с участием Генерального секретаря ЦК КПСС M.C. Горбачева 30 мая 1991 года Н.Назарбаев, коснувшись ряда вопросов социально-экономического развития Казахстана, остановился на теме межнациональных взаимоотношений.

«Не скрою, нас тревожат и разговоры о формировании отдельных казачьих частей. От кого они собираются защищаться? Может быть, хотят напомнить национальным меньшинствам бывшей царской империи о периоде колонизации безоружных кочевников? В народной памяти и по сей день не стерлись обман, унижения и жестокости того периода. Вообще, складывается впечатление, что кое у кого в голове сместились представления о реальном времени и пространстве.

Хочу быть абсолютно правильно понятым. Мы - за равенство всех, за возрождение незаслуженно забытых добрых традиций, обычаев и культурных ценностей, за развитие языков всех народов республики. Мы за то, чтобы и потомки трудолюбивых казаков чувствовали себя на казахской земле, как в родном отчем доме. И проблемы-то создают вовсе не они, а те, кому очень надо взбаламутить людей ради удовлетворения личных узкокорыстных интересов и амбиций. Если нам дороги наша мирная жизнь, будущее наших детей и внуков, советую прекратить эти игры. Не надо лишний раз испытывать терпение и нервы. Откровенно предупреждаю и остерегаю авантюристов, мучающихся ностальгией по недоброму прошлому: никаких изменений границ между республиками, признанных неприкосновенными в межреспубликанских договорах и декларациях о государственном суверенитете, мы не допустим. Не допустим и того, чтобы на территории Казахстана проводились какие-либо празднования годовщин казачьего служения царскому режиму, а тем более формировались казачьи части».

В последующие годы, уже после обретения независимости, правоохранительные органы Республики Казахстан неоднократно пресекали попытки нарушения стабильности в стране, в том числе и со стороны представителей казачества.

В сборнике «Н.А.Назарбаев. Избранные речи» найдет что-то интересное для себя каждый читатель, которому небезразличны история, настоящее и будущее нашей страны. 

Сейчас читают