Идентификацию черепа Кейки батыра проведет венгерский ученый

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Директор Центрального государственного музея Нурсан Алимбай подтвердил корреспонденту МИА «Казинформ» возвращение останков лидера национального освободительного движения прошлого столетия Кейки батыра в Казахстан.

«Останки батыра привезли ночью, специальным бортом, который приземлился утром в Астане. Сейчас останки этой выдающейся личности находятся у нас - в Министерстве культуры и спорта РК. Планируется проводить биологическую идентификацию на уровне ДНК. Этим будет заниматься венгерский ученый Андраш Биро. Я отмечу, что это международная норма, прежде чем захоронить останки, надо определить на уровне ДНК принадлежат ли они батыру», - отметил Нурсан Алимбай.

Как ранее сообщал общественный деятель, политолог Берик Абдыгалиулы на своей странице в Фейсбук, череп Кейки батыра должен был быть доставлен 6 октября в 04:50 утра спецбортом из Москвы.

Череп легендарного мергена, защитника родной земли Нурмагамбета Кокембайулы, прозванного народом Кейки батыром, многие годы хранился в кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге). Известно, что жизнь героя прервалась 19 апреля 1923 года на берегу реки Жалаулы тургайского региона, в пяти километрах от волостного аула Рахмет в Жыланшыке. Батыр погиб в перестрелке от пули красных карателей, прибывших из Тургая под командованием Желяева. Затем герой был обезглавлен, его голова была доставлена сначала в Оренбург, а затем оказалась в ленинградской кунсткамере.

Отметим, вопрос возврата исторического артефакта в Казахстан несколько лет обсуждался с российской стороной. Позже стало известно, что Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев при встрече с Каримом Масимовым (в бытность им Премьер-Министром РК) договорились решить данный вопрос и передать останки Казахстану для захоронения.

К слову, как сообщалось ранее, родственники Кейки батыра, которые встречали спецборт из Москвы, так и не увидели артефакт. Пока до сих остается открытым вопрос о месте захоронения легендарного героя, участника Торгайского восстания 1916 года.

Как ранее сообщал в интервью МИА "Казинформ" лауреат премии меценатов Костанайской области «Казына», почетный гражданин города Аркалык, краевед, специалист отдела по организации научной работы и международных отношений Аркалыкского государственного педагогического института им. Ы.Алтынсарина Шоптыбай Байдильдин, написавший книгу «Кейки батыр», после обретения независимости в нашей стране появился интерес к истории, к изучению нашего прошлого. В советское время исторические названия, под влиянием властей почти все были изменены. Исторических деятелей стали изображать жестокими чудовищами.

Множество батыров были превращены идеологами той власти в барымтачей, зажиточных людей - в глупых людей, религиозных ученых - в малограмотных обманщиков, отмечает исследователь. В этой сфере велась сознательная и планомерная работа по истреблению народной памяти и любви к своим защитникам. И все это поливание грязью, вся эта клевета делалась руками не кого-то другого, а наших соплеменников. Из-за этого для нас были потеряны многие выдающиеся личности, мы забыли свою историю. История страны не изучалась.По этому и образ легендарного Кейки батыра, на которого ранее был навешан ярлык бандита и басмача, нами, его нынешними потомками, еще полностью не раскрыт, и цель его исторического труда - дать объективную оценку трагическим событиям в жизни казахов того периода, основываясь на рассказах и конкретных фактах, описанных очевидцами - современниками Кейки батыра. Соответственно, материалы для этой книги  Шоптыбай Байдильдин собирал всю свою сознательную жизнь, многие рассказы о батыре он слышал еще будучи подростком из уст уважаемых старейшин рода кулан-кипчак, из которого происходил легендарный мерген и защитник народа.

Шоптыбай Байдильдин отметил, что, к сожалению, его книга «Кейки батыр» вышла очень малым тиражом, но он готов к сотрудничеству с библиотеками, архивами и вузами страны.

Сейчас читают