Хореографический мир Казахстана отмечает 80-летие со дня рождения легенды отечественного балета Сары Кушербаевой

None
None
АСТАНА. 6 февраля. КАЗИНФОРМ - Сегодня хореографический мир Казахстана отмечает 80-летие со дня рождения легенды отечественного балета Сары Кушербаевой.

Об этом сегодня пишет «Казахстанская правда» в материале «Балет ей был и жизнью, и судьбой» (автор - Асель Мусинова).

Дочь репрессированного, она сама подверглась несправедливым гонениям, но интеллект, помноженный на мудрость, опыт и волю, помог не сломаться, не ожесточиться, сохранить уважение к себе и людям. Она осталась в памяти многих первой ярчайшей казахской профессиональной балериной, примой Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, талантливым педагогом, дальновидным руководителем и сильным человеком.

В последние годы жизни Сара Идрисовна начала писать и публиковаться. Это были небольшие по объему, но изысканные по стилю эссе-воспоминания, наполненные философским осмыслением прожитого: «Как жестоко и быстро бежит время. Куда оно спешит, изменяя все на своем пути? И удивляешься тому, как легко уходят из нашей памяти яркие события, интереснейшие моменты, выдающиеся люди. А жаль. Ведь многие были необыкновенными личностями, их любили за талант и самобытность. Иногда моя добрая память рисует их облик, воссоздает творения, и я четко вижу вдохновенные лица счастливых в творчестве людей...»

Трамплином в творческой карьере балерины стал 1958 год - декада литературы и искусства в Москве. Помимо оперных спектаклей было решено показать два балета - «Дорогой дружбы» и «Бахчисарайский фонтан». Для подготовки труппы к декаде был приглашен выдающийся хореограф, главный балетмейстер Большого театра СССР Ростислав Захаров.

- Захаров не был уверен, что есть такая балерина, которая сможет исполнить партию Марии - ее с таким блеском танцевала Уланова. Но когда он увидел на уроке тренажа Сарочку - юную и прекрасную, сомнения его рассеялись, - делится воспоминаниями коллега балерины заслуженный артист РК Эдуард Мальбеков. - Выбор был безупречным, потому что Сара в тот период представляла собой абсолютно новый формат танцовщицы, которая внес­ла в отечественный балет интеллект и духовность.

После партии Марии Кушербаева заняла в труппе положение примы-балерины, что было воспринято коллективом как должное и вполне заслуженное. Но самое главное - в работе с Захаровым танцовщица поверила в себя.

Параллельно с «Бахчисарайским фонтаном» шли репетиции национального балета «Дорогой дружбы», где Кушербае­ва исполнила главную партию Куралай. После декады балерина активно вводилась в репертуар, представая перед зрителем сказочной Авророй в «Спящей красавице», романтичной Жизелью, одухотворенной Одеттой в «Лебедином озере», нежной Ширин в «Легенде о любви».

Памятный 1958 год принес звание заслуженной артистки Казахской ССР, награждение орденом Трудового Красного Знамени. Годом позже она избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР.

Кушербаевы - лучшие представители казахской интеллигенции. Отец - Идрис Кушербаев был образованнейшим человеком, выпускником Казанского университета. Много лет он проработал на руководящих должностях в партийных и советских органах Костаная и Петропавловска. В 1928 году его перевели в Алма-Ату. Верная спутница жизни Идриса - супруга Улжан - все время посвящала воспитанию детей: Гульзады, Насильбека и Мираса. В 1933 году на свет появился четвертый ребенок - дочка Сара.

- Но в 1937 году случилась большая беда, - вспоминает старшая сестра Гульзада Идрисовна. - Отца арестовали как врага народа, а через месяц он был расстрелян. Беззащитная Улжан осталась одна с четырьмя детьми без средств к существованию, без работы. Семью выселили из служебной квартиры. Взамен - одна комната в коммуналке. Но Улжан не растерялась, пошла санитаркой в больницу железнодорожников. Дети продолжали учиться и работать, изо всех сил помогая матери. Так и жила семья, еле сводя концы с концами.

Саре тем временем исполнилось 6 лет, и старшая сестра Гульзада в первый раз повела девочку в оперный театр на дневной спектакль.

- Билеты тогда были дешевые, особенно на дневные представления. Не помню, какой балет мы смотрели, но Саре очень понравилось - она сидела, буквально рази­нув рот от удивления! - смеется Гульзада Идрисовна. - Пришла домой задумчивая, а на следующий день стала изображать то, что увидела накануне, приговаривая: «Там все так красиво танцуют!» Я поняла, что ей понравилось, и мы еще несколько раз ходили на балет.

Шел 1946 год. Однажды пришла новость: объявлен набор в хореографическое училище. Отбирал детей Александр Селезнев. Сара его потом называла дядя Саша.

О первых шагах в балете Сара Идрисовна вспоминала с особым теплом: «Несмот­ря на послевоенную нищету, мы жили своей по-детски радостной жизнью. Дядя Саша учил нас танцам, какие только были возможны. Импровизировал, придумывал, мы постоянно были заняты в спектаклях театра: танцевали поварят в «Дон Кихоте», детей в «Докторе Айболите», арапчат в «Пиковой даме». Все наши нравственно-эстетические идеалы воспитывались балетом, музыкой, театром. Мы любили театр. Любовь к оперному и драматическому искусству осталась у меня на всю жизнь. Искусство владело нашими душами и умами. Мы жили в нем, воспринимая все остальное как второстепенное и неважное».

Через четыре года после поступления в числе лучших учеников Сара принимает участие во Всесоюзном конкурсе хорео­графических училищ. Алмаатинцы завоевывают почетное второе место, и Селезнев, будучи питомцем ленинградской школы, по горячим следам победы добивается разрешения на прохождение класса усовершенствования в Ленинградском хореографическом училище - колыбели классического танца - для четверых своих талантливых учеников: Заурбека Райбаева, Гани Акжанова, Сании Тулусановой и Сары Кушербаевой.

Только в Ленинграде, по признанию балерины, она по-настоящему начала учиться балету: «Здесь сформировались мои представления о целенаправленности движения в танце, о значении его выразительности. Два раза в день: в 6-м классе у Костровицкой и в 8-м у Камковой занималась классикой. Много танцевала. Особенно запомнился выпускной концерт. Мы с Зауром исполняли отрывки из «Щелкунчика» Чайковского и «Красного мака» Глиэра».

Возвращение в Алма-Ату было долгожданным и ответственным. Сару и Заура ожидало знакомство с балетной труппой театра оперы и балета им. Абая в новом, еще непривычном для них качестве - артистов. Предстояло проявить себя, применяя на практике все, чему научились в Ленинграде.

По словам Эдуарда Мальбекова, первый же концерт в родных стенах сразу расставил все точки над i:

- Тогда я был учеником 5-го класса училища, и мы впервые увидели их в известном па-де-де из балета «Дон Кихот». Это было откровением, потому что театр 1954 года, несмотря на то, что в нем работали яркие солисты, все же был провинциальным: значительный процент артистов балета не имели базового образования. На этом фоне выступ­ление Сары и Заура выглядело просто уникальным по своей завершенности, особой утонченности, академизму.

Руководитель балетной труппы Юрий Ковалев, чуткий и требовательный педагог-репетитор, помог юной балерине войти в репертуар. «С его уроков уходила легкой, воздушной, будто и не было 60 минут изнурительного тренажа, - с восхищением вспоминала Сара. - Первую партию в «Медном всаднике» Р. Глиэра - мечтательную Парашу готовила с ним. Это был мой первый балет, где я танцевала главную роль. Партию Евгения исполнил Заурбек Райбаев. Наш дуэт удался. Юрий Павлович бережно вывел нас на оркестровые репетиции, показал труппе, а затем зрителю. На премьере было море цветов! Ясно помню этот чудесный день моего дебюта. Это был праздник, заряд на всю творчес­кую жизнь!»

Безраздельно захватила Сару и партия девушки-птицы Сюинбике в балете «Шурале». Балерине импонировали и требования к актерскому мастерству, и высокий накал страстей, кипящих в спектакле, и музыка Яруллина, и режиссура молодого балетмейстера Абирова.

Балерина - профессия коварная. Иметь детей здесь - большой подвиг, тем более когда у тебя ленинградская школа и ты, прима, хочешь достичь творческих высот. Но простая человеческая жизнь невозможна без чувств. Пришла любовь, и в 1960 году в семье Виктора Пака и Сары Кушербаевой родилась дочь Наташа. Самые светлые воспоминания дочери связаны, конечно, с мамой.

- Она была замечательная актриса. Как она читала мне книжки, как пела песни! Каждый персонаж говорил своим голосом. Был совершенно достоверным, выпуклым, интересным. Я очень любила это. А когда я была подростком, она стала пересказывать мне либретто спектаклей в лицах. Если надо было, она падала, умирала перед мои­ми глазами! Как с человеком талантливым, незаурядным и очень эмоциональным, с ней порой было очень нелегко. Но сейчас, по прошествии стольких лет, все это кажется неважным, и я понимаю, что главным было любить друг друга. Любить, несмотря ни на что.

Наташа стала микробиологом и живет сейчас в Санкт-Петербурге с детьми - сыном Максимом, журналистом-международником, и дочерью Ксенией, будущим дизайнером. Жизнь продолжается.

...Тем временем тяга к преобразованиям приводит бывшего сокурсника Сары Заурбека Райбаева к мысли стать балетмейстером. Оканчивая учебу в ГИТИСе в 1962 году, в качестве дипломной работы он ставит на сцене ГАТОБ им. Абая программу одноактных балетов: «Шопениана», «Франческа да Римини» Чайковского и «Болеро» Равеля - знаменитую в те годы «тройчатку».

- И, естественно, в «Шопениане» - Сара Кушербаева. Она же во «Франческе», потому что другую балерину трудно было представить, - говорит Мальбеков. - Хотя уже появились очередные выпускники того же самого Ленинградского училища - Фарида Койгельдинова, которая обладала близкими к Саре Идрисовне качествами танцовщицы. Но Сара была уже сформировавшаяся, апробированная балерина, которой подвластно все.

Дипломной работой выпускника ГИТИСа и дебютом балетмейстера Булата Аюханова в 1964 году стал «Вечер классического балета», составленный из 18 концертных миниатюр. Для Кушербае­вой и Мальбекова был поставлен номер «Смерть Кармен» на Рондо-каприччиозо Сен-Санса.

- Она была настоящим мастером, глубокой актрисой. Мне казалось, что ей очень понятны и близки чувства и переживания такой героини, как Кармен. И она была очень сочна, могуча в создании образа этой героини. Номер проходил всегда с блестящим успехом, - вспоминает Эдуард Джабашевич.

Вновь талант Райбаева-постановщика Сара Кушербаева высоко оценила в его новом балете «Хиросима» на музыку Газизы Жубановой. За создание трагического образа любящей жены и матери Судзи балерина удостаивается звания лучшей исполнительницы современной роли на Всесоюзном смотре, а в том же 1966 году ей было присвоено звание народной артистки Казахской ССР.

В репертуаре С. Кушербаевой около трех десятков заглавных партий. Вслед за «Хиросимой» последовали новые работы: «Акканат» Г. Жубановой, первый уйгурский балет «Чин-Томур» К. Кужамьярова. Критиками была особо отмечена трогательная в своей любви и верности Баян Кушербаевой в балете «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» на музыку Брусиловского, поставленном Абировым. Но незаметно подошло время прощания со сценой...

В 1975 году судьба сделала новый виток - Кушербаева назначается директором Алма-Атинского хореографического училища. Испытание предстояло не из легких - нужно было взять на себя ответственность за воспитание новых высокопрофессиональных кадров. Результатом работы Кушербаевой-директора стали постановки новых концертных номеров, среди которых легендарные «Пингвины» и «Суворовцы» молодого балетмейстера Минтая Тлеубаева, поездки учеников большими группами в Москву для участия в открытии партийных съездов, Московской Олимпиады-80, Международного фестиваля молодежи и студентов в 1985 году. Особо одаренные пробовали свои силы на международных балетных конкурсах.

Годы, когда Сара Идрисовна возглавляла хореографическое училище, считаются периодом истинного расцвета этого учебного заведения, который был достигнут благодаря масштабности и смелости принимае­мых Кушербаевой решений. В училище начала раскрываться еще одна грань ее одаренной личности: Сара Идрисовна набрала для обучения класс своих первых учениц, которым преподавала классический танец и мастерство актера.

- Она умела видеть в каждом ученике золотое зерно, умела выявить и направить талант. Сара Идрисовна шлифовала их, как чудесные алмазы, - знаете, когда камень красив, но еще не облагорожен, и вот мастер шлифует его грани, обрамляет в красивую оправу, и получается изыс­канный сверкающий брил­лиант. Такими она делала своих учениц, - делится Эдуард Мальбеков.

Сегодня воспитанницы Сары Идрисовны - ведущие балерины и педагоги-репетиторы в труппах отечественных театров и многих стран мира. Среди них: народная артистка России Наталья Чеховская (балет «Москва»), Алла Бураканова (Польша), Сауле Ашимова (Хорватия), заслуженные деятели РК Алма Аскарбекова, Сауле Рахмедова, Асель Мусинова (ГАТОБ им. Абая, ведущие балерины Найля Кребаева (ГАТОБ им. Абая), Айгерим Джумагулова, Анель Абдуллина (НТОБ им. К. Байсеитовой). Ее ученица и народная артистка России, прима-балерина, педагог-репетитор Большого театра России, один из самых драгоценных алмазов в короне прославленной группы Надежда Грачева.

Сара Идрисовна ушла из жизни 24 января 1999 года.

Не каждый человек обретает счастье продолжаться в детях, внуках, учениках и доброй человеческой памяти. Такова судьба Сары Кушербаевой, высокого профессионала, принцессы танца и человека, который оставил нам в дар главное - вдохновение жить.

Сейчас читают