Госпрограмма «Нұрлы жол»: задачи, итоги, перспективы

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - 11 ноября 2014 года Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана впервые упомянул о программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол», которая на сегодняшний день по праву считается основным локомотивом экономического роста страны.

За три года реализации программы стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению транзитных грузопотоков, появлению современных и качественных автомагистралей, а также улучшению социальной инфраструктуры в целом. Об этом сообщает primeminister.kz .

Как все начиналось?

11 ноября 2014 года обращаясь к народу Казахстана с очередным Посланием на предстоящий год, Глава государства объявил о Новой экономической политике - «Нұрлы жол». Она призвана стать двигателем роста казахстанской экономики на последующие годы, а также серьезным шагом на пути в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Лейтмотивом Послания стала переориентация экономической политики Казахстана в свете новых вызовов и угроз мировой экономики.

В этой связи были пересмотрены некоторые подходы к формированию экономического роста, а также внесены корректировки в планы развития на предстоящий период.

В качестве основных целей программы были обозначены создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу от Астаны по всем регионам, развитие индустриальной, туристической и социальной инфраструктуры, а также укрепление энергетического сектора.

В ходе реализации в программу были внесены некоторые изменения: в 2017 году направление жилищного строительства перешло в новую госпрограмму «Нұрлы жер», геологоразведка нашла свое отражение в других нормативно-правовых актах. Таким образом «Нұрлы жол» осталась единой большой программой по развитию транспортно-логистической инфраструктуры.

Итоги первого этапа (2015-2016 годы)

По данным Министерства по инвестициям и развитию, с начала исполнения госпрограммы «Нұрлы жол» в 2015-2016 годах строительством и реконструкцией было охвачено 2 тысячи км автодорог республиканского значения, из которых введено в эксплуатацию 1,3 тысячи км по параметрам I и II технических категорий. При этом в строительных работах было задействовано 75 тысяч человек. Использовано 93% дорожно-строительных материалов отечественного производства.

 По проекту «Центр - Юг» в 2016 году завершена реконструкция участков «Астана - Темиртау» и «Алматы - Капшагай» общей протяженностью 275 км. По проекту «Центр - Восток» с начала реализации ввели в эксплуатацию 230 км. дорог. По проекту «Центр - Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана - Костанай» и участок «Актобе - Карабутак - Денисовка».

В рамках госпрограммы реализованы важные проекты, способные внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом. Это - МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», северный проект по развитию порта Актау, новый порт Курык. В частности, в декабре 2016 года в порту Курык был запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.

Также произошли значимые институциональные преобразования. Один из примеров - наделение НК «ҚТЖ» новыми полномочиями, в результате чего компания превратилась в мультимодальный международный оператор. В управление компании были переданы аэропорты и порт Актау, созданы предприятия по судоходству, приобретены два сухогруза (в перспективе предполагается довести это количество до 14). Кроме того, в 2016 году был сдан в эксплуатацию крупный транспортно-логистический центр в столице.

 В приоритете - строительство дорог

В январе 2017 года в своем Послании «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность» Глава государства отметил, что за прошедшие два года программа «Нұрлы жол» себя полностью оправдала, и поставил задачу по ее дальнейшей реализации как полноценного драйвера экономики.

«В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 км автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 км с поэтапным внедрением платности.

Для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров. Особое внимание нужно уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.

В связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык - автомобильного перехода», - говорится в Послании.

Направления программы остаются теми же - строительство дорог, подведение инфраструктуры к объектам образования и специальным экономическим зонам, улучшение инфраструктуры субъектов естественных монополий в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020», а также поддержка экспорта.

 Сегодня реализация Государственной программы «Нұрлы жол» идет полным ходом, в текущем году из государственного бюджета на ее проекты выделено 484 млрд тенге. В основном это долгосрочные проекты - автомобильные и железные дороги, водоснабжение, инженерные коммуникации.

Ход реализации программы находится на постоянном контроле Правительства. Так, во время своих рабочих поездок по регионам республики Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев регулярно инспектирует ход реализации программы «Нұрлы жол».

В 2017 году в рамках программы при строительстве автодорог было создано на порядок больше рабочих мест. Так, если в 2016 году из 100 тысяч созданных рабочих мест 70% было направлено на строительство автодорог, то в 2017 году только на строительстве республиканских дорог создано почти 100 тысяч рабочих мест.

27 ноября 2017 года в селе Ельтай Карасайского района был дан символический старт движению поездов по двум путям в обоих направлениях на участке «Алматы - Шу». В Карасайском районе в рамках проекта также были построены новая автодорога «Ельтай - Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Его пропускная способность составляет 17 тысяч автомобилей в сутки.

Проект имеет большое значение для всей нашей железнодорожной сети, так как участок «Алматы - Шу» один из напряженных. Запуск вторых путей в 4 раза повысит пропускную способность скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов. Это также облегчит эксплуатацию поездов согласно принятой в 2012 году программе скоростного движения пассажирских поездов.

В целом, в 2017 году на строительство автомобильных дорог направлено 255,6 млрд тенге, из которых на 1 декабря 2017 года освоено 193,5 млрд тенге. В текущем году по объектам реконструкции на автомобильных дорогах республиканского значения открыто движение на 602 км автодорог.

На модернизацию ЖКХ, сетей водо-, теплоснабжения и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 51,7 млрд тенге. По состоянию на 1 декабря 2017 года местным исполнительным органам перечислено 49,8 млрд тенге, что составляет 100% к плану финансирования.

В 2017 году из запланированных 700 км инженерных сетей построено и реконструировано 686,6 км, из них сетей теплоснабжения 17 км, сетей водоснабжения и водоотведения 669,6 км. В 2017 году из средств Нацфонда на строительство 109 школ выделено 68,1 млрд тенге. По состоянию на 1 декабря текущего года в местные бюджеты перечислено 65,2 млрд тенге, из них МИО освоено 62,5 млрд тенге. К 1 декабрю 2017 года по отчетам акиматов введены в эксплуатацию 64 объекта образования. Также в 2017 году были открыты второй железнодорожный вокзал и новый терминал аэропорта в Астане.

О дальнейших планах

В будущем в рамках «Нұрлы жол» до 2020 года планируется внедрить 6,5 тысяч км платных дорог. В целом к 2020 году реконструкцией и строительством планируется охватить около 7 тысяч км дорог.

До 2020 года планируется завершить участок «Денисовка - Костанай» (114 км). Продолжается реализация по переходящим проектам «Капшагай - Талдыкорган», «Астана - Петропавловск - граница РФ» и «Уральск - Каменка».

Вместе с тем будет увеличено количество транзитных контейнерных перевозок в 10 раз - до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного пассажиропотока в 4 раза до 1,6 млн. Пропускная способность портов в 2020 году должна будет составить 24 млн тонн.

Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за три года реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня выступает гарантом деловой активности, производительности и социально-экономического развития страны, задает темпы и направления данного процесса.

Сейчас читают