Гейдар Джемаль: о терроризме, США и роли Казахстана в исламском мире

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Сегодня в Алматы на 70-м году жизни скончался председатель Исламского комитета России, один из самых известных теологов и философов Гейдар Джемаль.

Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве. В 1965 году поступил в Институт восточных языков при МГУ, однако вскоре был исключен. С 1990-х годов он бессменно возглавлял Исламский комитет России, который в течение всего этого времени занимается улучшением имиджа ислама и борьбой со стереотипами в представлении о мусульманах.

Впрочем, как отмечает Лента.ру, порой Джемаль весьма резко высказывался по политическим и религиозным вопросам, чем, по мнению оппонентов, лишь укреплял стереотипы, с которыми боролся. В 2012 году против него завели уголовное дело о разжигании розни и ненависти. Современники расходятся в оценке его личности: одни называют Джемаля гуру и учителем, другие - исламистом и безумцем.

МИА «Казинформ» предлагает вспомнить некоторые острые, но в то же время противоречивые высказывания Джемаля о терроризме, ИГ, выборах в США и роли Казахстана в исламском мире.

О радикальном исламе и терроризме

Что называют радикальным исламизмом? Дело в том, что существует масса несправедливости, масса извращений со стороны административной системы, со стороны социальной организации, которые вызывают протест, в том числе иной раз и силовой. Что, конечно же, превращается в совершенно истерический оклик со стороны этих самых власть предержащих. Они очень не любят, когда на их произвол отвечают силовым протестом. Они начинают все это превращать в ярлыки терроризма и так далее. Но в действительности существует рост силового противостояния низов и верхов. Да, ислам в этом плане на передней линии. Но опять-таки повторю: слово терроризм - это из чисто пропагандистского арсенала спецслужб.

Я бы вообще выкинул понятие терроризм из обихода, поскольку оно введено пресс-службами Запада. А сегодня мы видим, что под этим прикрытием Соединенные Штаты ведут открытую войну против гражданского населения половины мира, против народов. И если уничтожили на сегодняшний день в независимом суверенном Пакистане 4700 гражданских лиц, в том числе детей и женщин, где терроризм? О каком терроризме мы говорим? Идет война, понимаете?

Об Исламском государстве

Это новое явление, которое стало первым шагом в ранее не опробованном направлении. Это феномен политического джихада, тогда как раньше джихад носил теологический характер... Процессы в исламском мире происходят без чьих-то «указок». Цель «Исламского государства» - воссоздание Ирака как единого государства и субъекта, они ставят чисто конкретные цели. Кроме того, организация бросает вызов глобальной мировой системе. Судьба «Исламского государства» пока неясна. Я думаю, это первый опыт в таком направлении.

О выборах в США и Трампе

Проигравшая Хиллари Клинтон представляет собой универсальный аспект мирового либерализма. Она теснейшим образом связана с наднациональной бюрократией. (...) Хиллари Клинтон представляет в США как раз эту многомерную и сложную сетевую структуру, в то время как Дональд Трамп - это чистейшей воды национал-либерал, соответствующий такому формату даже в деталях собственной биографии.

Трамп - это фигура, которая будет играть объективно в интересах традиционалистского клуба. Не потому, что он к нему принадлежит каким-то боком, а потому, что он преследует собственные персональные амбиции. Трамп хочет быть Цезарем, диктатором Соединенных Штатов, ему абсолютно наплевать на историческую дихотомию американского истеблишмента. Своими корнями, своей, как говорили в 30-е годы, психоидеологией он принадлежит социальной макрогруппе «белой швали». Это люмпены с комплексом мачо и большим ресентиментом относительно мира. Такой подход у политика принято называть популизмом. Цезарь был популистом, но, в отличие от Трампа, не был частью римского люмпениата.

О роли Казахстана в исламском мире

Я думаю, что его роль еще в будущем. Сегодня она никак не просматривается, потому что современный Казахстан пребывает на периферии не только в территориальном, но и в политическом смысле. Казахстан живет в режиме «евразийской» идеи - мультикультурности и мультиполярности. Это выводит его за рамки исламского понимания мира. С другой стороны, Казахстан является важнейшей частью «Великого Турана», который будет одним из центров исламского пространства, как, допустим, «Большой Кавказ» и др. Большой Туран будет одним из центров силы и тогда потенциал Казахстана мощно развернется. Я думаю, что к этому времени появится новое поколение людей, соответствующих менталитету и философии политического ислама. Уже сейчас есть люди, которые ориентированы мыслить нормами политического ислама. Но они не достигли критической массы и не вызрели интеллектуально, еще не представляют собой зерно будущей партии власти. 

О месте казахов в мировой истории

Казахи сегодня занимают место, определенное их прошлым значением. То есть они потомки тех, кто был костяком армии Бату-хана. Казахи - прямые потомки тех, кто брал Козельск, Москву и их роль в военно-политическом формировании Орды очевидна. Пока значимость казахов носит исторический характер, обращена в прошлое, а потенциал раскрытия казахского народа ждет своего часа. Это произойдет в рамках большого Турана, где Казахстан явится становым хребтом Средней Азии.

Туран сегодня состоит из трех цивилизационных элементов. Один - традиционное кочевье, которое сведено к минимуму, но, тем не менее, оно лежит в основе коллективного бессознательного. Второй - земледельческое «начало», которое находится под иранским влиянием - Узбекистан и Таджикистан тому пример. Третий элемент - пока что еще чуждый Центральной Азии большой город или мегаполис, который принято отождествлять с западной городской традицией. Задача политического ислама - превратить мегаполис из фактора западной или, шире, глобальной цивилизации в свой инструмент, поскольку на архаические кочевой и земледельческий культурные факторы опирается природно-космистское неисламское мироощущение, присущее пассивной родо-племенной стихии.

Фото: Юрий Машков / ТАСС 

Сейчас читают