ГЧП способно обеспечить интеграцию всех программ по поддержке бизнеса - эксперт

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Государственно-частное партнерство способно обеспечить интеграцию и синергию всех действующих программ по поддержке бизнеса. Такое мнение высказал аналитик Казахстанского центра ГЧП Евгений Аманбаев, комментируя Послание Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

«В Послании Президента народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» развитие государственно-частного партнерства было обозначено в качестве одного из инструментов для реализации приоритета по кардинальному улучшению и расширению бизнес-среды»,- сказал он.

По его словам, для Центра развития ГЧП как аналитического центра, работающего в сфере ГЧП, прозвучало несколько знаковых вещей.

«Первое - ГЧП рассматривается как один их механизмов развития предпринимательства и реализуется предпринимателями и для предпринимателей. В связи с чем, не стоит противопоставлять этот инструмент Единой программе развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», ГПИИР и другим подобным программам»,- считает Аманбаев.

По мнению эксперта, ГЧП способно обеспечить интеграцию и синергию всех действующих программ по поддержке бизнеса.

«Второе - ГЧП должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной. Что это означает на практике? Финансирование и управление проектами по развитию инфраструктуры, в том числе социальной (дороги, объекты ЖКХ, образования и здравоохранения) будет в основном осуществляться через ГЧП. Прямое финансирование из бюджета будет возможно только в немногих случаях, когда реализация проекта ГЧП невозможна или нецелесообразна»,- сказал он.

Третье - ГЧП рассматривается как инструмент снижения доли государства в экономике и как предварительная стадия приватизации.

«Учитывая высокую социальную чувствительность объектов ЖКХ разумно и дальновидно протестировать управленческие возможности частного инвестора через управление таким объектом на принципах ГЧП»,- отметил Аманбаев.

Призыв шире использовать потенциал сервисных контрактов и контрактов на управление, по его мнению, показывает последовательную политику отхода от создания квазигосударственных компаний для управления объектами имеющейся инфраструктуры к приобретению сервисных услуг у частного бизнеса.

«Главой государства уже дважды упоминался положительный опыт сотрудничества государства и бизнеса в социальной сфере на примере дошкольного образования (программа «Балапан»).

На расширенном заседании Правительства от 9 сентября 2016 года Главой государства было поручено внедрение механизма ГЧП на примере размещения государственного заказа в частных организациях дошкольного образования как реально работающего механизма взаимодействия власти и бизнеса по решению социальных задач»,- напомнил эксперт.

«В Послании от 30 января 2017 года была подчеркнута необходимость учесть данный опыт в решения задач стоящих перед государством.

Приведенный в Послании пример, когда за 3 года государство построило 189 детских садов на 40 тысяч мест, а частный сектор открыл их более 1 300 на 100 тысяч мест показывает, что частный бизнес вполне способен решать те задачи, решение которых обычно принимает на себя государство и решать эффективно»,- подчеркнул Аманбаев.

Анализ положений программы «Балапан» позволил выделить следующие ключевые факторы успеха:

1. Программа предусматривала прозрачный механизм размещения государственного заказа в частных детских садах с обеспечением равного возмещения всем участникам программы, предусматривалось необходимое финансирование.

2. Размещение заказа осуществлялось на основании заявки предпринимателя, в случае соответствия его квалификационным требованиям (соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, наличие оборудования и персонала).

3. Потребность государства существенно превышала предложение на рынке поэтому размещение заказа осуществлялось по мере поступления заявок без проведения дополнительного конкурсного отбора.

4.Использование готовых и арендованных помещений существенно снижало издержки по сравнению со строительством новых государственных садов.

5. Участники программы пользовались доступом к инструментам Фонда развития предпринимательства «Даму» для привлечения заемного финансирования в национальной валюте с банков второго уровня.

Из практики проектов ГЧП можно привести пример с вводом детского сада в городе Степногорск Акмолинской области, когда реализация частной инициативы и оперативное заключение договора ГЧП позволили ликвидировать очередь в детский сад в отдельном населенном пункте и обеспечить 100% охват детей услугами дошкольного образования.

Таким образом, указанные исходные данные позволяют сформировать видение развития ГЧП в Казахстане как института:

1) Проекты ГЧП будут активно развиваться в сферах экономики, входящих в зону ответственности государства (государственные услуги и функции);

2) ГЧП будет реализовано там, где спрос со стороны конечных потребителей превышает возможности по его удовлетворению со стороны государства и/или частного сектора.

3) Массовое внедрение проектов ГЧП на региональном уровне потребует дальнейшего упрощения процедур и неких «коробочных» решений для бизнеса;

4) Схемы реализации проекта, пакет мер государственной поддержки порядок заключения договора будет имплементирован в программные документы (государственные и правительственные программы);

5) Доступ к заемному финансированию будет обеспечиваться через банки второго уровня, с привлечением институтов развития (Банк Развития Казахстана, Фонд развития предпринимательства «Даму») что потребует интеграции планов по внедрению ГЧП с действующими программами поддержки предпринимательства.

«Такой подход позволит не только достигнуть целей, обозначенных Главой государства, но и воплотить в реальность объединение ресурсов государства и бизнеса для решения актуальных задач социально-экономического развития»,- заключил Евгений Аманбаев.

Сейчас читают