Факультеты журналистики предложили закрыть в Казахстане

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Представители медиа-сообщества и преподаватели вузов оказались по разные стороны баррикад в обсуждении темы подготовки журналистов на круглом столе о современных реалиях казахстанского медиа-пространства, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Проблему кадров во время круглого стола поднял соучредитель ОО «Медиа Альянс» Арман Шураев.

«Вся наша отрасль находится в глубочайшей депрессии и упадке, соответственно, нет никаких кадров. В тех же Соединенных Штатах нет такого понятия как факультет журналистики. Есть колумбийская школа журналистики, которая базируется в Нью-Йорке, представляет магистратуру, это является высшим пилотажем. Например, я сам не журналист, когда-то после школы поступил в военное училище, мечтал стать летчиком-истребителем, потом заочно окончил филологический факультет. Я вообще не имею никакого образования. Я считаю, все факультеты журналистики, не обижайтесь, господа преподаватели, кроме КазГУ, у нас надо закрыть. Не нужны они нам», - сказал Арман Шураев.

Он отметил, что на западе все журналисты имеют специализированное образование в какой-либо отрасли. То есть, высококлассный юрист становится журналистом, который освещает юридическую тематику, связанную с судом, правоохранительными органами.

«Господа преподаватели, вы работаете вхолостую! Сейчас моя дочь говорит, что хочет стать вайнером. Давайте начнем открывать факультеты блогеров, вайнеров (...) Откуда в Костанае набрать 15-20 профессоров, которые научат журналистике? На самом деле профессию можно освоить только в «поле», - заявил Арман Шураев.

Спикера поддержали участники встречи - главные редакторы республиканских интернет-сайтов, отметив, что знания, полученные за 4 года, быстро устаревают.

Заведующая кафедрой медиакоммуникации и истории Казахстана МУИТ Айгуль Ниязгулова от имени педагогов парировала медийным личностям. Она уверена, что уровень профессионализма зависит не только от образования, но и от самого человека.

«Нас задевают слова работодателей о том, что мы ничему не обучаем на факультетах журналистики. Сейчас СМИ берут на работу представителей всех специальностей, но все, кто учился на журналиста, владеет, в отличие от других, технологией. Также у нас есть образовательные программы, по которым мы обучаем. Все остальное, в том числе и принятие решения, какую информацию выдавать, зависит от самого молодого специалиста. И если работодателей не устраивает уровень подготовки журналистов в отдельных вузах, необходимо вместе этот вопрос решать», - сказала Айгуль Ниязгулова.

Президент ОО «Клуб главных редакторов» Ерлан Бекхожин ответил, что знание выпускником технологии еще не означает, что он сможет применить ее на практике.

«Я работал в федерации бокса, и там тоже был извечный спор о важности техники у спортсмена. Так вот, на деле выходит, что техничные боксеры проигрывают интеллектуалам. Также и в журналистике - недостаточно просто обладать знаниями», - сказал Ерлан Бекхожин.

В Министерстве образования и науки уверены, что у работодателей в сфере журналистики завышенные ожидания к выпускникам вузов.

«Редакции ждут, что после бакалавриата к ним придут готовые специалисты. Хотя изначальная функция бакалавриата - научить учиться. В специалиста он трансформируется на рынке, в компаниях. Мы, образование и рынок, немного разрозненно живем. Необходимо соединить две большие сферы - практику и теорию. Сейчас открыты двери для стажировки, в образовательных программах приветствуется академическая свобода. Рынок специалистов меняется, в вузах проводятся мастер-классы. Образование ориентировано на абитуриентов, они наши клиенты, которые потом идут на рынок труда. Закрывать факультеты журналистики никто не собирается, но качественно модернизировать их необходимо, и это дело не одного дня», - сказала советник министра образования и науки Майраш Тайкенова.

Профильное Министерство информации и коммуникаций подвело некий итог высказанным мнениям. Вице-министр Алан Ажибаев признался, что по образованию он физик-программист, позже окончил в Великобритании курс менеджмента в масс-медиа. Тем самым подтвердив - для того, чтобы быть журналистом, не обязательно учиться этому 4 года.

«Есть разные мнения, трактовки, позиции, где-то они кажутся ошибочно. Медиапространство сегодня развивается быстрыми шагами и меняется практически каждый день. Тем не менее, факультеты журналистики должны быть, потому что, к примеру, в Южно-Казахстанской области выходит более 150 газет, их тираж иногда больше, чем у многих республиканских изданий. Мы не должны равняться на центральные города, есть еще малые города, где газеты пока более популярны, чем интернет. Единственное, должна быть модернизация на этих факультетах, адаптация к постоянно меняющимся условиям медиапространства. Именно вузы, если смогут дать самое необходимое, чтобы они знали, где и как это происходит, какие этические нормы, как различать информацию, то обеспечат нам хорошее будущее. Потому что завтра именно журналисты будут транслировать ту или иную новость, а мы должны к ним прислушиваться и решать, верить им или нет», - сказал вице-министр информации и коммуникаций РК Алан Ажибаев.

В течение дня представители СМИ, вузов и двух министерств продолжили искать ответы на вопрос, как улучшить систему подготовки журналистских кадров, однако, однозначного ответа на этот вопрос так и не нашли. Обсуждение на разных уровнях продолжается.

Сейчас читают