Эксперт USAID: Энергоэффективность и энергосбережение - задача для Казахстана на перспективу

None
None
АКТАУ. КАЗИНФОРМ - Введение новой тарифной политики, если конечной целью должна стать инвестиционная привлекательность отрасли, является хоть и запоздалым, но, тем не менее, актуальным шагом, считает национальный эксперт по углеродному рынку программы Казахстанской программы по сдерживанию изменения климата (USAID), кандидат географических наук Алексей Чередниченко.

Хотя, по его мнению, изменение структуры формирования тарифа на электроэнергию позволит использовать внутренние ресурсы для поддержания существующих мощностей но, к сожалению, не решит главного вопроса по комплексной реконструкции энергетической отрасли, не говоря уже о вводе новых энергетических мощностей, альтернативных и возобновляемых. И объясняет - почему.

«В связи с кризисом и падением цен на нефть, происходит снижение активности экономики и как результат - снижение производства энергии, что требует пересмотра энергетической стратегии Казахстана на перспективу. Вопрос внешних инвестиций в угольную энергетику является в этой ситуации наиболее острым, так как большинство крупных иностранных инвесторов в частности крупнейший в мире пенсионный фонд (Норвегия, более 800 млрд. долларов) заявил о продаже угольных активов. Многие другие банки, Всемирный банк, ЕБРР и финансовые организации, причем не только европейские, приняли решения о прекращении угольных инвестиций», - отметил Алексей Владимирович.

По его словам, уже появился новый термин - «угольные дивестиции», что означает выход из угольных активов или отмена инвестиционных планов. В целом, по оценке Bloomberg, констатирует эксперт, ожидаемый объем «декарбонизации» инвестиций к 2020 году достигнет 500 млрд долларов.

«Считаю, необходимо пересматривать инвестиционную политику в энергетическую отрасль. Одним из последствий изменения тарифной политики может стать более обдуманное и активное внедрение проектов по энергоэффективности и энергосбережению в энергопотребляющих секторах экономики, переход на альтернативные источники энергии, что в свою очередь приведет к снижению потребления ископаемого топлива при производстве энергии и общему воздействию на окружающую среду и население республики», - высказывает свое мнение национальный эксперт по углеродному рынку программы Казахстанской программы по сдерживанию изменения климата (USAID) к.г.н. Алексей Чередниченко.

Помимо шага 52 «Плана нации», эксперт останавливает свое внимание на шаге 59 и высказывает несколько предложений по реализации этого шага. Для привлечения инвесторов в сферу энергосбережения, по мнению эксперта, важны три момента - внесение направления «энергосбережение» (ЭС) как приоритетного в цели и задачи региональных центров государственно-частного партнерства (ГЧП) и усовершенствование законодательной базы (внесение конкретных пунктов по расчет и определение экономии ресурсов, приведенные к сопоставимым условиям на начало проекта). Результатом станет сотрудничество с крупными производителями и поставщиками ЭС оборудования и технологий. Данные компании могут предоставлять товарные кредиты, рассрочку, или давать оборудование в лизинг, что повысит финансовую привлекательность ЭС проектов.

Что касается создания новых энергосервисных компаний (ЭСКО), эксперт высказывается за то, чтобы открывать их под гарантии государства, по примеру АО «УкрЭСКО» и при поддержке международных финансовых институтов (ВБ, ЕБРР, АБР).

«Приемлемая форма собственности, на мой взгляд - акционерное общество, с долей государственного участия не менее 51% с последующей приватизацией. АО необходимо предоставить стимулы при реализации проектов. Это могут быть, например, специальные кредитные линии, освобождение от налогов, субсидирование покупки энергосервисного оборудование и другое», - отмечает А. Чередниченко.

Далее созданной компании, считает эксперт, для эффективной реализации энергосервисных договоров, надо выделять кредитные средства на реализацию проекта, грантовые средства на управление проектом (Группа Управления Проектом) с привлечением международных экспертов и создать Наблюдательный Совет из членов соответствующего министерства (Министерство Инвестиций и Развития), банков второго уровня в случае их участия, директора ЭСКО.

И последнее, на чем он акцентирует внимание общественности: «Неплохо было бы дать юридические гарантии подрядчикам при реализации энергосервисных договоров, а также повысить уровень информированности в обществе о потенциале энергосервисных услуг, поскольку низкий уровень осведомленности чреват для компаний этой сферы отсутствием или недостаточным количеством клиентов для поддержания собственного бизнеса, а также снижает возможность получать кредиты», - подчеркивает Алексей Чередниченко.

Сейчас читают