Эксперт рассказал о главных причинах удорожания авиабилетов в Казахстане

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Региональный менеджер Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA, ИАТА) по Центральной Азии Джордан Карамалаков рассказал об основных причинах, из-за которых в Казахстане периодически происходит рост стоимости авиаперелетов, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Информация от 28 ноября. Цена на керосин (авиационное топливо - Казинформ) в аэропортах Московского авиаузла выросла до 43 тысячи рублей за тонну, это в долларах - 737 долларов за тонну. В среднем по России керосин подорожал и достиг цены в 782 доллара за тонну. В то же самое время цены на (авиационное - Казинформ) топливо здесь (в Казахстане - Казинформ) сейчас выходят вне уровня 900 долларов за тонну. Последнее повышение цен на топливо произошло в одном аэропорту с 15 сентября, в другом аэропорту - с 28 октября, и увеличение было порядка 20% и выше», - сказал Джордан Карамалаков на пресс-конференции в Астане.

«Объективно - цены на топливо повысились. У нас (в Казахстане - Казинформ) тоже повысились на такой же процент, то есть маржа или разница сохранилась, и вот и все», - добавил он.  

В то же время в августе этого года было опубликован приказ Министерства национальной экономики РК, согласно которому было отменено государственное регулирование цен на услуги аэропортов на международные авиарейсы. Другими словами, казахстанские аэропорты получили возможность устанавливать свои цены на предоставляемые авиакомпаниям услуги.

«Четыре типа услуг были либерализированы с августа - это сборы на взлет и посадку, сбор по авиационной безопасности, (цены на - Казинформ) парковку в аэропортах и базирование в аэропорту. И эти услуги, которые являются абсолютно монопольными, предоставляемыми аэропортами, сейчас не регулируются. Сообщение о повышении этих цен мы получаем практически каждую неделю», - подчеркнул эксперт. 

«Проблема состоит не в том, что цены повышаются, а в том, что отсутствует порядок, прозрачность и консультации с (авиационными - Казинформ) перевозчиками насчет этих цен. Авиакомпании не заинтересованы в том, чтобы аэропорты были бедными и недофинансированными. Авиакомпании заинтересованы, чтобы им было хорошо работать», - добавил Джордан Карамалаков.

Тогда как, по его мнению, должны быть четкие правила, аэропорты должны консультироваться с авиакомпаниями и обосновывать, предоставлять доказательства о необходимости изменения цен на ту или иную свою услугу. В частности, недавно аэропорты подняли цены на свои услуги, причем на некоторые из них почти в 2 раза.

«И это происходит как раз именно в момент, когда только что было озвучено, что цены на топливо повысились на 20%. Понимаете, как чувствуют себя перевозчики, если мы сможем поставить себя в ситуацию менеджеров иностранных авиакомпаний, которые выполняют рейсы в республику, когда в один и тот же момент практически их цены на топливо увеличиваются на 20%, а цены на аэропортовое обслуживание удваиваются. Может быть, это произошло по случайности, но факт является фактом. Это очень опасно для развития авиации в Казахстане», - заявил эксперт.

«Я не говорю, что цены в аэропортах не надо было повышать, если они низкие, то они должны соответствовать расходам, но это должно быть не так свободно, без консультаций и по предусмотрению руководителей аэропортов. Мы должны помнить, что аэропорты являются естественными монополиями в рамках города и области. Правительство должно утвердить ясные, прозрачные правила установления цен на аэропортовые услуги, и это топлива касается», - отметил Джордан Карамалаков.

В среднем себестоимость авиационного топлива составляет, в зависимости от авиакомпании, порядка 30% от цены авиабилета.

«Если топливо стоит на 20% дороже, то это сразу оказывает влияние на себестоимость авиаперелета на 6%. Вот очень такая несложная схема. Авиакомпании находятся между собой в области конкуренции. Но когда одна после другой уходят с рынка, то конечно о какой конкуренции мы можем говорить. Это же объективно создаются условия для транспортного дефицита. Если посмотрите на страны Европы, какие связи они имеют со своими соседями и с другими не очень близкими соседями, вы можете видеть, что во многих странах (выполняются - Казинформ) по 4-5 рейсов в день в каждом направлении. У нас в лучшем случае по 4-5 рейсов в неделю производят - вот это существенно», - подчеркнул он.

Примерно такая же ситуация с двукратным увеличением аэропортовых сборов, которые добавляют сверху к стоимости авиаперелета еще 2-3%. Между тем, любая авиакомпания имеет свой бюджет, и бюджеты на 2018 год уже утверждены.

«То есть оказывается, что у авиакомпании в 2018 году будет большой вопросительный знак, как покрыть 10% увеличения своей себестоимости», - сказал эксперт.

Сейчас читают