Эффективность института медиации обсудили эксперты в Алматы

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Ответы на вопросы, как предотвратить конфликты в школе, насколько велика роль родителей и нужны ли уроки управления конфликтами, искали участники круглого стола, организованного Ассамблеей народа Казахстана, передает корреспондент МИА «Казинформ».

По статистике в ювенальном  суде Алматы в 2017 году 147 подростков привлечено к уголовной ответственности, 90 дел завершено, окончено 1270 производственно-гражданских дел, так или иначе, задевают интересы подростков. В прошлом году число осужденных подростков составило 179. Все признают, что даже для Алматы это слишком тревожные цифры.

Судья Алматинского городского суда Гульнара Кожаханова уверена, что эта статистика могла быть не такой тревожной, если бы школьников в детства обучали управлению конфликтами.

«С 2011 года в Казахстане законодательно закреплен институт медиации, который обеспечивает стабильность в обществе, позволяет решать острые вопросы. Школьная медиация - это особый вид, и на наш взгляд было бы правильно ввести подобную дисциплину с начальных классов. Должны детей научить, как управлять конфликтами и как их разрешать, тогда к 18-летию из школы, колледжа выйдет целостная личность, которая не будет конфликтной и потерянной. Мы сами заинтересованы в профилактике конфликтов и обеспечении жизни общества без подростковой преступности»,- считает Гульнара Кожаханова.

Когда дело касается конфликта среди школьников, в него оказываются втянуты родители, родственники, друзья. Заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Абилфас Хамедов вспомнил случай, когда поссорившиеся школьники через полтора месяца помирились, но их родители до сих пор остаются в напряженных отношениях.

«Этнокультурные объединения нередко выступают в роли медиаторов в конфликтных ситуациях. Конечно, каждый родитель считает, что его ребенок прав, но в любом конфликте стоит объективно подходить к ситуации», - сказал А. Хамедов.

Судья специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Алматы Айнур Баймурзина отметила недостаточную информированность населения об институте медиации.

«Ювенальный суд создан для рассмотрения дел в интересах несовершеннолетних. Но многие судьи считают, что вопросы, связанные с несовершеннолетними, надо разрешать мирным путем. Медиативное соглашение в отличие от судебного решения позволяет более детально разработать вопросы по воспитанию ребенка. В медиативном соглашении суд может выйти за пределы заявленных требований и решить все вопросы касательно ребенка. Мы в суде часто вынуждены рассказывать людям о медиации, и люди не знают о такой возможности. Также их отталкивает, что не каждой семье хочется, чтобы об их проблемах знал кто-либо, кроме суда, также не все готовы нести расходы на услуги медиатора», -отметила А. Баймурзина.

Собравшиеся за круглым столом эксперты уверены - любой конфликт должен быть разрешен самими участниками, медиатор помогает и контролирует. И работа медиатора с конфликтующими должна быть основана на добровольности и конфиденциальности. А это значит, что судьям, госслужащим и общественным объединениям необходимо чаще рассказывать о возможностях института медиации, как на уровне школ, так и среди взрослых граждан.

Сейчас читают