Б.Бектурганова о реформе образования в РК: Мы ответственны за будущее наших детей

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - О реформе казахстанского образования, в частности, влиянии общемировых тенденций, 12-летнем школьном обучении, переходе на трехъязычие в своей статье поделилась доктор философских наук, академик Академии социологии РК, председатель правления Ассоциации социологов и политологов (АСиП) Бахытжамал Бектурганова.

Какой должна быть идеальная модель образования? В международном профессиональном сообществе нет однозначного ответа на этот вопрос. В нашем отечестве среди людей моего поколения преобладает ностальгия по советской системе образования, которая была построена по классическим канонам и ориентирована на внутренние потребности страны. Резкое падение качества образования по сравнению с советским периодом питает эту ностальгию.

Однако, в текущем году мы отмечаем 25-летие независимости. Казахстан активно интегрируется в мировое пространство, где идет жесткая конкуренция экономик, технологий, образовательных систем и т.д. Соответственно, реформа образования должна проходить в облике общемирового мейнстрима, а не в качестве периферийного отклонения от него, за что ратуют национал-патриоты, отказывающие нашей молодежи в цивилизационных перспективах.

В настоящее время в мировой системе образования  усиливаются две тенденции:

  • Стремительное развитие информационно-коммуникационных образовательных технологий (электронное обучение, смарт-обучение и т.п.)
  • Повышение образовательного уровня населения, в первую очередь за счет расширения доступа к образованию. Для примера: доля бюджетных студентов в Германии - свыше 90%, во Франции - свыше 80%. В США и Великобритании развита система образовательного кредитования на льготных условиях. Повышение образовательного уровня населения достигается и продолжительностью обучения. Во Франции дети учатся 12 лет, в Великобритании - 13 лет, в Нидерландах - 14 лет.

Скорость, с какой набирают силу информационно-коммуникационные технологии, заставляет экспертов говорить о смене модели образовательной системы.

Ее доминантой становится переход на цифровые технологии. По данным исследования компании «Ericsson», к 2020 г. «цифровые дети» будут составлять 50% детского населения планеты.

Современная система образования решает триединую задачу:

  • Подготовка квалифицированного специалиста
  • Формирование гражданина страны
  • Многостороннее развитие личности

Какими бы стремительными ни были технологические перемены в ближайшее столетие эта задача не изменится радикально. Меняться могут ее содержание, соотношение, значимость.

В реформах образования, проводимых развитыми странами, можно выделить четыре основных блока:

  • Управление системой образования
  • Продолжительность обучения
  • Содержание образования и обеспечение его качества
  • Развитие системы профессионального образования

Анализ казахстанской образовательной политики, проводимой в рамках Государственной программы развития, свидетельствует, что ее магистральным направлением является поворот к общемировым трендам, а именно:

  • В сфере управление системой общего среднего образования - переход на принцип корпоративного управления через создание Попечительских советов во всех школах страны; в сфере финансирования - переход на принцип подушевого финансирования.
  • В части продолжительности обучения - переход на 12-летнее школьное образование с выделением 11 - 12 классов в «старшую школу» («Бейіндік мектеп»)
  • В части содержания и обеспечения качества образования - переход на компетентностную модель образования и новый государственный стандарт, базовыми ориентирами которого является ряд принципов и стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
  • В части развития профессионального образования - переход на ТиПО (техническое и профессиональное образование)

Учитывая развернувшуюся в стране критику образовательной политики имеет смысл остановиться на основных направлениях реформирования, вызывающих наибольшие споры и возражения.

Зачем нужно 12-летнее школьное обучение?

В странах ОЭСР дети начинают обучение в школах с 5 - 6 лет. По оценкам международных экспертов, это самый активный период развития, когда дети легче всего усваивают новую информацию и новые навыки.

У нас начальная школа организована с 7 лет. Переход на 12-летку, которого так страшится наша общественность, вовсе не означает, что школьники засидятся за партами до 19 - 20 лет, поскольку обучение начнется с 6 лет.

Мировой поток информации растет с колоссальной скоростью. По прогнозам экспертов, количество новой информации на планете будет удваиваться каждые 2 года. Как уместить все необходимые сегодня предметы и дисциплины в 11-летнюю систему обучения? Уже сегодня дети вынуждены учиться по субботам. А как быть с возрастающей нагрузкой? 12-летняя система обучения позволит перейти на пятидневку, предоставив детям для отдыха 2 выходных дня.

По данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2012, наши школьники отстают от своих ровесников из стран ОЭСР по математике - на 1,5 года, по естествознанию - на 2 года, по чтению - на 2,5 года. От России отставание по чтению - на 2 года, по математике - более года, по естествознанию - 1,5 года. Результаты PISA-2012 вызывают не просто разочарование нашей системой образования. В пору бить в набат. 62-е место по чтению из 65 стран, включенных в список программы исследования.

Инициативный и богатый нефтью Казахстан - несомненно привлекательный объект анализа для тех, кто превратил страновые рейтинги в свою профессию. Неужели казахстанская система образования не способна стать самостоятельным фактором национального успеха? Бред.

Переход на 12-летнее обучение имеет смысл при условии обязательного внедрения компетентностной модели. В рамках этой модели детей обучают навыкам критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации. Ведь PISA-2012 выявила функциональную неграмотность наших школьников - текст читают, а понять смысл прочитанного не могут. Страны ОЭСР перешли на компетентностную модель образования в начале 2000-х гг. Чем дольше мы будем тянуть с переходом, тем больше наши учащиеся будут отставать от сверстников из индустриально развитых стран. Важно понимать, что 12-летнее обучение - это раннее развитие наших детей, это современные подходы в обучении.

Зачем нужно трехъязычие?

Так называемые «неравнодушные граждане» бьют тревогу по поводу перехода на трехъязычное обучение. Этот алармизм обусловлен опасениями сужения сферы применения казахского языка, его ухода из области естественных наук и т.д. Интересно, «неравнодушных граждан» волнует, что учащиеся школ с казахским языком обучения по разным предметам отстают от сверстников из школ с русским языком обучения от 1 до 1,5 лет? А то, что наши дети, особенно казахоязычные, не имеют доступа к новейшим данным в сферах IT-технологий, машиностроения, биомедицины, кибернетики и др. просто из-за незнания английского языка, кого-нибудь из «неравнодушных граждан» заботит? Общество расколото по языковому принципу, что препятствует нашей консолидации в единую гражданскую нацию. Почему это не беспокоит «неравнодушных граждан», поборников казахского языка?

Введение трехъязычия не вытесняет государственный язык из образовательного процесса, замещая его английским языком. Они будут присутствовать в учебном процессе на паритетных началах, что создает условия для объединения русско- и казахоговорящих в информационном поле, а затем и в социальном. Трехъязычие откроет перспективы для развития казахского языка. Больше казахстанцев  станет говорить на государственном языке благодаря системе образования.

Что касается английского языка, то не каждая казахстанская семья может позволить себе для обучения ребенка использовать услуги репетиторов, языковых курсов, развивающих языковых школ. А введение трехъязычия в школах откроет каждому ребенку доступ к изучению английского языка.

Очевидность такова, что англоязычная информация в глобальном масштабе превышает данные на немецком, испанском, китайском и любом другом языках в их суммарном выражении. Чтобы не отставать от последних инноваций и разработок, необходимо владеть английским языком. Между тем, в международном рейтинге по индексу владения английским языком («Education First») Казахстан занимает лишь 54 место среди 63 стран. Эстония и Польша входят в группу стран с высоким уровнем знания английского языка, а мы - среди аутсайдеров. Почему? Разве это не задевает нашу национальную гордость? Чтобы исправить эту проблемную ситуацию и открыть населению доступ к мировой информации, необходимо трехъязычное обучение. При его правильном введении проблем для казахского языка не возникнет. МОН предлагает начать с предметов, терминология которых на латинском языке, чтобы облегчить процесс обучения. В этом плане больше всего подходят биология и информатика. Школьники начнут заниматься по учебникам зарубежных изданий, чтобы избежать трудоемкого и затяжного по времени процесса перевода с одного языка на другой. В рамках Госпрограммы предусмотрено массовое интернет-обучение английскому языку педагогов. В педвузах упор будет сделан на подготовку школьных учителей со знанием английского языка. Однако в самом качестве подготовки учителей и кроется корень недоверия к трехъязычному обучению. Многие опасаются, что учащиеся толком не будут знать ни английский язык, ни сам учебный предмет.

Престиж профессии учителя утрачен. Его обесценивает зарплата, не оправдывающая труд учителя. Соответственно творческая педагогика выродилась в «педагогику потребления и услуг». Выпускники школ уже не считают за честь поступить в педагогический вуз. Как изменить восприятие профессии, поднять ее статус в обществе? За счет повышения стандарта поступления в профильные вузы? Хочется надеяться, что и за счет повышения зарплаты. Во всяком случае, МОН обещает за 5 лет обновить все педвузы и повысить качество подготовки учителей. Планируется, что до 2020 года все учителя пройдут повышение квалификации, чтобы уметь работать по 12-летней системе образования с трехъязычным обучением. Кроме того, будет создана интернет-система переобучения, что особенно важно для сельских учителей. С 2019 г. выпускники педвузов будут проходить независимую сертификацию для доступа в профессию.

Я желаю казахстанцам, чтобы качественное, реально доступное для всех образование оказалось не просто гуманистическим посылом, а стало надежным основанием эффективного развития Казахстана и высокого качества жизни наших граждан.

Сейчас читают