Абзал Мухитдинов: Димаш может стать основателем нового направления в музыке

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ -  Известный казахстанский дирижер, музыкант и композитор Абзал Мухитдинов убежден, что казахская музыка заняла свою нишу в мировой музыкальной культуре еще до обретения страной Независимости. В беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» маэстро рассказал, почему зарубежные поклонники караулят казахстанских артистов у служебного входа, и основателем какого направления в музыке может стать Димаш Кудайбергенов.

null
- Абзал Мирасбекович, Вы выступаете как в Казахстане, так и  за рубежом. Как в мире принимают казахскую музыку и казахстанских исполнителей?

- Казахская музыка уже давно известна за границей. В 1925 году своим "нечеловечески сильным" голосом покоряет Париж Амре Кашаубаев. Свою лепту внесли Декады казахского искусства и литературы в Москве 1936 и 1958 годов. Эвакуация в Казахстан выдающихся артистов и педагогов Советского Союза во время Великой Отечественной войны подняла профессиональное музыкальное искусство на очень высокий уровень, оказав влияние на формирование национальной профессиональной композиторской школы. Это Ахмет Жубанов, Латыф Хамиди, Мукан Тулебаев, Нургиса Тлендиев, позже - такие корифеи, как Газиза Жубанова, Еркегали Рахмадиев, Тлес Кажгалиев и многие другие. После того, как спал «железный занавес», появилась возможность общаться, сотрудничать, ездить на международные фестивали. Казахская профессиональная музыка стала еще более известной.

Мне как дирижеру очень приятно пропагандировать нашу музыку за границей, и следует отметить, что для зарубежного слушателя особенно  интересен синтез фольклора и классики, когда присутствуют народные инструменты в партитуре. Например, когда в Роттердаме (Нидерланды) мы исполняли музыку Толегена Мухамеджанова для домбры, кыл-кобыза и оркестра, она пробудила очень глубокие чувства, слезы на глазах слушателей были тому подтверждением. Еще зарубежным зрителям нравится сюита для симфонического оркестра «Степная легенда» из неоконченного балета Тлеса Кажгалиева. Сейчас она часто исполняется во многих странах. Такая музыка занимает особое место в нашей сокровищнице. Можем также вспомнить «Голос Азии» Адиля Бестыбаева, «Кудаша думан» Е. Рахмадиева и других.
null 

 - Если казахстанские артисты исполняют зарубежную классику. Это интересно иностранцам?

 - У нас действительно есть звезды, которые пользуются большой популярностью. Например, оперный тенор Медет Чотабаев. Он - обладатель очень благородного, богатого обертонами, голоса редкой красоты, звучащего наполнено и ровно во всех регистрах. Я слышал, что за ним бегают итальянки, чтобы взять автограф. Есть такие исполнители, как Марат Бисенгалиев, скрипач действительно мирового уровня. Будучи Виртуозом с большой буквы, он еще и очень глубокий музыкант, который раскрывает саму суть музыки. Например, его дискография включает все скрипичные произведения Эдварда Элгара, а его творчество и сотрудничество с таким топовым композитором современности, как Карл Дженкинс, способствовало появлению на свет симфоний и концертов, основанных на казахском мелосе. Хотите продолжим: Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова, Ержан Кулибаев, Амир Тебенихин, Темиржан Ержанов...

За рубежом пользуется спросом новое, интересное и непривычное. Конечно же, это звучание наших древних инструментов - прародителей скрипки. Тот же кыл-кобыз, который является магическим инструментом. Мы знаем, что его мистическое звучание может лечить, воздействуя на психику человека. Я думаю, что ученым еще предстоит изучить природу этого явления в связи с акустикой данного инструмента.

Мы - молодая страна, нам всего лишь 25 лет и мы переживаем этап самоидентификации. Вероятно, поэтому мы обеспокоены тем, как нас воспринимают со стороны, достойно ли мы выглядим в той или иной области социальной деятельности? Однако, в такой области, как искусство, Казахстан еще в советское время ушел далеко вперед и в мировой музыкальной культуре занимает свою нишу. Мы совершенно на равных общаемся с нашими зарубежными коллегами. Когда они приезжают к нам, мы говорим с ними на одном профессиональном языке. Более того, большинство наших солистов оперы свободно владеют итальянским языком, что тоже является признаком профессионализма. Родина оперы - Италия, поэтому знать язык очень важно. 

  - Как бы Вы оценили выступления Димаша Кудайбергенова на китайском музыкальном конкурсе «I am а Singer»?

  - Димаш Кудайбергенов - очень профессиональный музыкант. Я давно наблюдаю за ним. Будучи членом жюри конкурса «Жас Канат», я отдал  свой голос за присуждение ему Гран-при. Уже тогда было ясно, что  молодой талант очень далеко пойдет, если будет правильно развиваться. Пока, насколько я могу судить, он развивается абсолютно правильно. Он не останавливается, ищет новые формы самовыражения, его репертуар расширяется.

Помимо того, что он профессиональный музыкант, Димаш в первую очередь порядочный человек. У него хорошее образование, крепкий профессиональный бэкграунд. Он, естественно, прекрасно владеет нотной грамотой, здорово играет на домбре, фортепиано, сам сочиняет музыку. В отличие от него, для некоторых эстрадных певцов, которые называют себя профессионалами, нотная грамота, к сожалению, совершенно ничего не значит. То есть они «учат с голоса». Но достигнув каких-то высот, они все равно "не дотягивают" до должного уровня из-за отсутствия базового образования. Чтобы пояснить разницу, приведу следующий пример. Михаил Плетнев (советский и российский пианист, композитор и дирижер), перелетая из Москвы в Нью-Йорк, не имея под руками инструмента в самолете, просто читая ноты, выучивает наизусть целую сонату, которую по прибытии на концертную площадку исполняет с ходу, без репетиций. Это верх профессионализма, то, к чему должен стремиться музыкант. Он смотрит на нотные знаки и уже слышит музыку внутри. 

  - Как Вы думаете, где лучше было бы Димашу - на театральной сцене или  в жанре эстрады?

- Я думаю, что он сам определится. Надо предоставить ему возможность выбора, пусть ищет, пробует. Лучше него самого никто не разберется. Сегодня он идет по определенному жанровому пути, который отличается от классического исполнения в опере с оркестром. У него настолько богатый тембр голоса и невероятно большой диапазон, позволяющий много экспериментировать, находить какие-то новые краски и нюансы, которые не может позволить себе другой певец.

Уверен, что на него обратят внимание композиторы, продюсеры, специально для него будут писать какие-то произведения. Учитывая его харизму и природный артистизм, он может быть прекрасным исполнителем в жанре мюзикла, например. Его тонкие внешние данные позволят ему с легкостью примерить на себя роли принца на белом коне или героя-любовника... Вы заметили, как на Димаша реагируют китайские девушки? И не только китайские...

Бывает так, что исполнитель предвосхищает целое направление в искусстве. Возможно, мы стоим на пороге этого феномена. То есть Димаш может оказаться ключевой фигурой, которая может открыть в музыке нечто новое, может быть некий синтез таких жанров, как фолк-, рок-, поп- и классической оперы вместе взятых в лучшем своем проявлении. Я надеюсь на это. Я очень горд и рад тому, что он сейчас побеждает. Самое главное, чтобы ему не мешали!
null

  - Как Вы относитесь к тому, что классические артисты, артисты театра, уходят в жанр эстрады?

-  Яркий пример - Муслим Магомаев. Потрясающий оперный певец, который выступал и в жанре эстрады. Это нормально, и в этом нет ничего зазорного. В данном случае важно ни "что", а "как". Любая музыка, если ее бездарно исполнить, опустит уровень музыканта. И наоборот, талантливое исполнение незатейливой мелодии может возвеличить артиста. Это зависит от исполнителя. Поп-музыка - понятие широкое. Допустим, возьмем Шамши Калдаякова. Популярная музыка в народе? Очень популярная.

Задавая такие вопросы с подвохом, обычно ожидают, что классический музыкант будет ругать поп-музыку. Я не собираюсь этого делать, потому что сам играл в рок-группе, создавал их, и не одну. Как продюсер организовал свой первый рок- концерт в помощь чернобыльцам, сбор средств от которого был отправлен почтовым переводом в августе далекого 1986 года. Играл на клавишных, бас-гитаре, на ударных, пел, сочинял рок-композиции, эстрадные песни, в общем начал зарабатывать свои первые деньги. И на свадьбах, в том числе... Мы все через это прошли. Поэтому я с уважением отношусь к поп-музыке. Есть бездарные исполнители - это другой вопрос. Но я бы не стал ставить знак равенства между такими, как «поп-» и «пошлость».

А музыка, если становится поп-, то и слава Богу. поп - это значит популярная музыка. "Времена года" Вивальди тоже поп-музыка своего времени. Дай Бог, чтобы музыка Шамши Калдаякова, которая популярна сейчас, особенно у поколения наших родителей, оставалась такой же любимой и нашим, и следующими поколениями. Может быть, найдется композитор, который использует его простые гениальные мелодии и напишет симфонию. И она останется, как визитная карточка народа. Нужно мыслить так.

Александр Затаевич (русский и советский музыкант-этнограф, композитор) и Евгений Брусиловский (советский композитор) собирали песни казахского народа. Существует такая версия, что Александр Бородин послал в казахские степи фольклорно-исследовательскую экспедицию из России, которая находясь в районе Акмолы, записала кипчакскую колыбельную песню. Сейчас она известна по балетному фрагменту «Половецкие пляски» его оперы «Князь Игорь». Композиция называется «Улетай на крыльях ветра». Ее корни здесь - в Астане. А теперь ее поет весь мир. Весь мир знает эту музыку благодаря поп-музыке, между прочим. Бородин со своими «Половецкими плясками» - одно, а то, что сделал рэп, обработав и подав музыку в новом звучании, это другое. Теперь ее знает весь мир. И, слава Богу. Пусть звучит эта музыка. Почему бы и нет?

  - Еще один вопрос. Каких музыкантов у нас не хватает? Я имею в виду не только певцов...
 - У нас, наверное как и везде и всегда, не хватает хороших исполнителей. Хорошие исполнители всегда востребованы и всегда найдут работу. У нас есть Казахская национальная консерватория имени Курмангазы и Казахский Национальный университет искусств. Они растят кадры, которые востребованы. Если взять наш симфонический оркестр, то больше половины из них, наверное, мои бывшие студенты. Теперь они - мои коллеги. В свое время мне довелось быть заведующим кафедры КазНУИ, преподавать у них оркестровый класс и вести оперно-симфоническое дирижирование. Ребята прошли профессиональное обучение и вот сейчас, приходя к нам театр, они совершенно четко знают, что такое "чувство локтя" в оркестре. 

  - Спасибо за беседу!


Абзал Мухитдинов - заслуженный деятель РК, кавалер ордена Құрмет», Заместитель главного дирижера-советник директора по творческим вопросам Государственного театра оперы и балета «Астана Опера».

Окончил Алматинскую Государственную консерваторию им. Курмангазы (в 1992 году как хормейстер, в 1996 году - как дирижер симфонического оркестра и оперы). В магистратуре Йоркского университета Великобритании защитил диссертацию на тему «Ритмические традиции эпохи Барокко» (MA, York, UK). В 1998 году совместно с народной артисткой РК Г. Мурзабековой основал Камерный оркестр «Камерата Казахстана». В 1999 году создал симфонический оркестр Государственной филармонии Астаны.

В 2005 году организовал Президентский камерный оркестр «La Primavera». В 2006 году прошел стажировку в университете города Анконы в Италии. С 2000 по 2013 гг. - главный дирижер НТОБ им. К. Байсеитовой. С 2013 по 2015 гг - музыкальный руководитель и главный дирижер Государственного театра оперы и балета «Астана Опера». В настоящее время заместитель главного дирижера-советник директора по творческим вопросам Государственного театра оперы и балета «Астана Опера».

Дирижерский репертуар включает более 1000 произведений вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки и около 50 оперно-балетных спектаклей. В качестве дирижера-постановщика осуществил более 30 спектаклей. Выступает как на родине, так и за рубежом (США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Германия, Италия, Болгария, Австрия, Турция, Россия, Южная Корея, Иордания) со многими музыкантами мирового класса. Среди них - Роберто Аланья, Витторио Григоло, Лучано Ганчи, Альберто Газале, Аннализа Распальози (Италия), Марсело Альварес (Аргентина), Жерар Коссе, Франсуа Чаплин (Франция), Марк Холланд, Джеймс Керби (Великобритания), Пьетро Масса (Германия), Олег Крыса, Лиана Исакадзе, Миранда Кейс (Австралия), Марианн Талаба (Австрия), Камен Чайнев, Павел Минев (Болгария), Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев, Вадим Репин, Сергей Накаряков, Сергей Крылов, Ольга Перетятько, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко и многие другие.
null Дирижировал во многих известных концертных залах США, Франции, Бельгии, Канады, Голландии, Италии, Болгарии, Турции, Германии, Франции, Австрии, Южной Кореи, Омана, России, среди которых - "Карнеги-холл" г.Нью-Йорк, "Опера Бастиль" и "Гаво" г.Париж, «Концертхаус» г.Берлин, «Музикферайн» и «Хоффбург» г.Вена, «Санта-Чечилия» г.Рим, "Де Дулен" г.Роттердам, "Уоори Арт Холл» г.Сеул, концертный зал «Россия», Государственный Академический Большой Театр России и Театр «Новая Опера» г.Москвы, все 3 сцены Мариинского Театра г. Санкт-Петербург и др.

null  

Является автором оркестровой редакции Государственного Гимна Республики Казахстан, осуществил новые музыкальные редакции опер: «Біржан-Сара» М. Тулебаева, "Кыз Жибек" Е.Брусиловского, "Камар Сулу" Е.Рахмадиева, балета "Карагоз" Г.Жубановой. Автор ряда произведений для симфонического оркестра, хора, фортепиано.

***
Популярную мелодию «Улетай на крыльях ветра» исполняют многие известные современные музыканты и джазмены в собственной аранжировке: французский пианист Ричард Клайдерман, российский саксофонист Алексей Козлов. Записала песню на английском языке Сара Брайтман.
null 

ВИДЕО: Отрывок из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина.

В 1953 году был создан мюзикл Кисмет, песня из которого «Stranger in Paradise», была позднее выпущена как отдельный сингл Тони Беннеттом в 1954 году. В дальнейшем она так же была записана и другими исполнителями среди которых: группа The Four Aces, Тони Мартин, Рэй Коннифф, Сара Брайтман.

Американский рэп исполнитель WarrenG[9] вместе с норвежской звездой сопрано Sissel Kyrkjebø, в 1998 году, записал сборник TheRapsodyOverture, представляющий собой сочетание рэпа и классической музыки, где он читает рэп на музыку из оперы Бородина «Князь Игорь».

Видеоклип рэп-исполнителя WarrenG[9] и Sissel.

Сейчас читают