7 объектов Жамбылской области включили в список 100 сакральных мест Казахстана

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - В список 100 сакральных мест Казахстана, презентованный центром «Сакральный Казахстан» Национального музея РК, вошли 7 культурно-исторических объектов Жамбылской области, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

Напомним, в рамках проекта «География святых мест Казахстана», рассчитанного на пять лет, созданы рабочие группы, в состав которых вошли известные ученые-краеведы. Научно-исследовательским центром «Қасиетті Қазақстан» разработан специальный методический инструментарий. Определяемые сакральные места поделены на макро- и микросакральные. Что касается святых мест, то здесь деление произошло по таким критериям, как природно-ландшафтные объекты, археологические и архитектурные памятники, святые религиозные паломнические места, а также места, связанные с историческими личностями и политическими событиями.

В Жамбылской области одним из объектов, вошедших в список общенациональных сакральных объектов Казахстана, стало древнее городище Тараз (І-ХІХ вв.). Это крупный средневековый городской центр и некогда столица Казахского ханства. Сейчас на месте городища Тараз находится археологический музей под открытым небом, на территории бывшего центрального рынка. Музей уникален тем, что размещенные здесь две тысячи экспонатов являются артефактами, обнаруженными здесь же, в ходе археологических раскопок, начавшихся в 2011 году. 

Среди археологических и архитектурных памятников «сакрального списка» значатся тюркские культовые памятники Мерке и Жайсан, а также дворцовый комплекс Акыртас. Тюркский культово-мемориальный комплекс в долине реки Чу (Шу) представляет собой ритуальные ограды с каменными статуями знатных персон, поставленных в степи, в местах молений и ритуалов. Сакральные земли маркировались священными символами - образами великих предков, высеченных в камне, тамгами, алтарями, наскальными рисунками, выбитыми на камне надписями.
 

Дворцовый комплекс Акыр-тас - одно из самых загадочных сооружений, когда-либо воздвигнутых на Великом Шёлковом пути, поражающий грандиозностью инженерного замысла и смелостью его воплощения. Многие учёные, изучавшие развалины Акыр-таса, терялись в догадках о целях создания этого гигантского сооружения. Археологические исследования позволяют отождествлять Акыр-тас со средневековым городом Касрибасом, находившимся на Великом Шёлковом пути. Одни считают, что, возможно, это был христианско-несторианский храм. Другие полагают, что Акыр-тас строился по приказу арабского полководца Кутейбы ибн Муслима в 714-715 годах. Есть версия, что этот дворец возводился для Александра Македонского как последний форпост на востоке его огромной империи. Римские легионы проходили по территории нынешней Жамбылской области, и даже известно, где была ставка Александра Македонского - селение Чилик, нынешнее Жалпак-тобе. В любом случае для строительства Акыр-таса вопреки здравому смыслу было выбрано место, малопригодное для жилья. На расстоянии сотен метров - ни капли воды. Поэтому древние строители вынуждены были проложить 3-километровый глиняный водопровод от водного источника в горах. По одной из версий, Акыр-тас был разрушен сильнейшим землетрясением, произошедшим ещё тогда, когда он был не достроен. Этот город прекратил своё существование, так и не начав жить.

Жамбылская область располагает сразу несколькими религиозными и культовыми объектами, являющимися местами поклонения. Это комплекс Тектурмас (ХІV в.), мавзолеи Карахана (Аулие-ата ХІІ в.), Айша-биби (ХІ - ХІІ вв.), Бабаджи-хатун (Х - ХІ вв.)

Сакральное культовое место гора Тектурмас, по мнению историков, было основой древнего городища, возраст которого приблизительно датируется началом нашей эры. На правом склоне горы имеется древний некрополь, здесь нашли упокоение многие известные исторические личности - святой Султан-Махмуд-хан, великий казахский батыр Мамбет, сподвижник Абылай-хана, ученый-богослов Фасахуддин Сабитов. Здесь были обнаружены могилы последователей трех разных религий, поскольку Тараз был городом, где исповедовали различные религии, принесенные по Великому Шелковому пути, - захоронения зороастрийцев, первых христиан-несторианцев и древние мусульманские могилы. Архитектурный комплекс является одним из популярных мест паломничества. Сюда по традиции приезжают молодожены поклониться праху старцев, помолиться, получить благословение.

Мавзолей Карахана (XI век) расположенный в центральной части города Тараза. Мазар является изящным образцом средневекового зодчества на территории Казахстана. Постройка была возведена в эпоху караханидов в XI веке, предположительно тем самым правителем, который полюбил дочь известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани Айшу-биби, трагически погибшую. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши.

Мавзолей Айши-биби является своего рода музеем-хранилищем средневековых орнаментов центрально-азиатских тюркских народов. Сооружение отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и разнообразного орнамента. О строительстве мавзолея не осталось достоверных сведений, только легенды. Согласно самой распространенной из них, дочь известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани Айша-биби приглянулась правителю Тараза Карахану Мухаммеду (Аулие-ата), который попросил ее руки, однако ее воспитатель, шейх Айкожы, не дал согласия. Обманным путем, покинув родной дом, Айша-биби поехала в Тараз и трагически погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбящий Карахан воздвиг усыпальницу сказочной красоты на месте гибели девушки. Попутчица Айши-биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея, поддерживая огонь на могиле своей любимой воспитанницы. После кончины няня Айши была похоронена в 20-ти шагах от мавзолея своей воспитанницы в возведенном специально для нее мавзолее. Мавзолей Бабаджи-хатун является интереснейшим архитектурным памятником и знаменит своим оригинальным 16-ребристым зонтичным куполом двойной кривизны. В среднеазиатской архитектуре прямых аналогов  такой конструкции не существует. Согласно эпиграфическому фризу на портале мавзолея, здесь погребена женщина, которая, по преданию, сопровождала Айшу-биби во время трагической поездки. Оба мавзолея в мусульманском мире считаются святыми местами.

В числе сакральных мест, связанные с историческими и политическими событиями, в Жамбылской области определено место Анракайской битвы. Это предполагаемое легендарное сражение 1729 года в серии казахско-джунгарских войн, события которых не зафиксированы в документах, так как у казахов тогда не существовало письменной традиции передачи информации. Впервые народное предание об этой битве записано в 1905 году исследователем и собирателем казахского фольклора Александром Диваевым. Казахское ополчение в 25 - 30 тыс. конников, подкрепив своих коней в песках Мойынкумов и в долинах рек, вышли в район гор Хантау в 120 км к югу от озера Балхаш, где было остановлено пограничным джунгарским отрядом. В течение сорока дней длилась битва казахского ополчения трех жузов и пограничного джунгарского отряда. В местности Анракай (каз. - плач, стенание) произошла последняя крупная битва между казахами и джунгарами. В этой битве участвовали все известные батыры казахской земли, бии, султаны, родоначальники - представители всех трех жузов.

Сейчас читают