27 лет Независимости Казахстана: стратегическое видение Нурсултана Назарбаева всегда было верным

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - «За годы независимости нами проделана большая работа. Создав современное прогрессивное государство с динамично развивающейся экономикой, мы обеспечили мир и общественное согласие. Провели качественные и исторически значимые структурные, конституционные и политические реформы. Добились повышения международного авторитета Казахстана и усиления его геополитической роли в регионе...». Можно и дальше перечислять достижения республики, о которых говорил совсем недавно Первый Президент - Елбасы Нурсултан Назарбаев в своем очередном Послании народу.

При этом за каждым из этих достижений стоит многолетний труд Президента, который в качестве Главы государства и Лидера нации заслужил огромное уважение и обрел высочайший авторитет как внутри Казахстана, так и во всем мире. Н. Назарбаев еще до обретения нашей страной подлинного суверенитета сделал все необходимые и важнейшие шаги на пути к независимости, несмотря на очень сложную политическую и экономическую ситуацию и в СССР, и в самой республике. И после провозглашения независимости Президент неизменно был инициатором самых главных стратегических инициатив, подлинным архитектором казахстанской государственности.

Еще в октябре 1990 года Верховным Советом был принят исторический документ - Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация провозгласила суверенитет Казахской ССР и декларировала политико-правовые основы Казахстана как независимого государства. В качестве основополагающих принципов суверенной государственности были установлены: унитарное государство, целостность, неделимость и неприкосновенность его территории, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка казахского народа и других народов Казахстана, укрепление национальной самобытности.

Напомним, что в 1989-1991 годах Н. Назарбаев был первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана, то есть по факту первым руководителем республики. И с февраля по апрель 1990 года совмещал эту работу с обязанностями председателя Верховного Совета. А 24 апреля 1990 года Верховный Совет избрал Н.Назарбаева на должность Президента Казахской ССР. То есть первый документ, провозглашающий суверенитет Казахстана, был подготовлен и принят еще в то время, когда республика была одним из окраинных регионов Советского Союза, подчиненных Кремлю.

Чего стоило Первому Президенту провести через республиканский Парламент такую декларацию? Об этом Н.Назарбаев сам рассказал на торжественном собрании в октябре 1991 года в Алматы:

«Ведь мы помним, какое сопротивление со стороны центра вызвал проект нашей декларации, как впрочем и закон о языках. Каких только упреков, обвинений и мрачных предсказаний мы тогда не услышали! Руководство бывшего Верховного Совета СССР всячески тормозило принятие этих документов, сознательно нагнетало обстановку, пытаясь оказать нажим на республику, дестабилизировать межнациональные отношения. Но время и сама жизнь доказали нашу правоту».

Действительно, жизнь доказала, что стратегическое видение Президента еще в то время было верным. Глава государства, делая ставку на мудрость и трудолюбие многонационального народа Казахстана, не ошибся - об этом говорят сохраняющаяся в течение десятилетий стабильность в республике, признанные всем миром успехи в социально-экономическом и политическом развитии.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы Президента Казахстана, на которых Н. Назарбаев получил поддержку 98,7% избирателей. А уже 16 декабря Верховный Совет Казахской ССР принял Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», и страна была переименована в Республику Казахстан. С этого момента начался новый этап в истории Казахстана, который сам Н.Назарбаев в одноименной книге назвал «Эра независимости».

Современный Казахстан через 27 лет после провозглашения независимости - полноправный член мирового сообщества, страна с сильной экономикой и большими планами на будущее. Казахстан успешно преодолел трудности первого десятилетия после развала СССР, когда пришла в упадок экономика, ослабели государственные институты. Страна избежала социальных и политических катаклизмов, от которых понесли огромные потери другие союзные республики. И все это благодаря тому, что Первый Президент выбрал путь постепенного реформирования экономики, инициируя политические изменения лишь при полной готовности к ним общества. Лозунг Н.Назарбаева «Сначала экономика, затем - политика» стал формулой успеха в проведении реформ на всем постсоветском пространстве. «Казахстанская модель развития» - это тоже распространенное понятие, выражающее высокую оценку методологии и уровня исполнения в реформировании государства, экономики и модернизации социума.

Под руководством Н.Назарбаева в Казахстане создана успешная модель рыночной экономики, сочетающая частную собственность и государственное регулирование, свободную конкуренцию и высокий уровень социальной защиты. Страна стала надежным партнером для зарубежных компаний, благодаря чему обеспечен приток в Казахстан подавляющей части прямых иностранных инвестиций, приходящихся на весь Центрально-Азиатский регион. Устойчивый экономический рост, наличие стратегических золотовалютных запасов обеспечивают успешную  реализацию многочисленных государственных и отраслевых программ, нацеленных на диверсификацию экономики, модернизацию промышленности и агропромышленного комплекса, развитие человеческого капитала.

В настоящее время в Казахстане действует уже вторая программа стратегического развития - Стратегия «Казахстан-2050», представленная в Послании Президента народу Казахстана в декабре 2012 года. Она принята взамен прежней Стратегии «Казахстан-2030». Стратегия «Казахстан-2050» содержит тщательно просчитанную, выверенную концепцию долгосрочного комплексного развития, в ней определена совокупность целей, направлений, приоритетов устойчивого инновационного развития государства.

Не менее важны, чем успешное развитие экономики и сохранение внутренней стабильности, успехи внешней политики Казахстана. И здесь особенно отчетливо видна роль Главы государства, который с первых лет независимости определил стратегический курс на мирное сосуществование и сотрудничество с государствами-соседями, с другими странами в новых условиях многополярного мира. Именно благодаря миролюбивой и взвешенной внешней политике стали возможными быстрые успехи Казахстана в социально-экономическом развитии, финансовой, законодательной сферах, достижение статуса одного из государств-лидеров на постсоветском пространстве.

Высокое доверие со стороны мирового сообщества оказывается Казахстану как государству, первому в мире закрывшему крупнейший ядерный испытательный полигон, твердо отказавшемуся от мощного ядерного арсенала. Эти шаги, послужившие укреплению международного авторитета страны, были сделаны по инициативе Главы государства, и ему для этого потребовались в свое время и гражданское мужество, и твердость государственного деятели. Все это окупилось сторицей, и сегодня, когда уже полностью завершается делимитация и демаркация государственных границ Казахстана, становится еще более очевидной дальновидность и прозорливость Первого Президента, сумевшего точно взвесить все плюсы и минусы, принять оптимальные решения в непростой обстановке. Безопасность государственной границы Казахстана, ее делимитация и демаркация были определены Президентом, как первостепенные задачи, от решения которых зависела будущность независимого Казахстана.

Еще на заре независимости Президент выдвинул свой главный принцип: внешняя политика Республики Казахстан - продолжение ее внутренней политики, инструмент внешнеполитического обеспечения общественно-политической стабильности, национальной безопасности, создания благоприятных внешних условий для дальнейшего экономического, социального, интеллектуального и культурного развития и реформирования страны. Следуя этому принципу, Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социально-экономического развития государств Центральной и Восточной Европы.

Во внешней политике Казахстана во все годы независимости неизменным оставался курс на добрососедские отношения. Создана система экономических, научно-технических и культурных связей, укреплена и расширена общая инфраструктура коммуникаций и средств связи. Казахстан активно взаимодействует с другими государствами и международными организациями в борьбе против международного терроризма, незаконного распространения наркотиков и других нетрадиционных угроз.

Казахстан последовательно ведет курс на углубленное и эффективное участие в существующих интеграционных структурах - СНГ, ЕАЭС, СВМДА, ШОС, ОДКБ, ООН, ОБСЕ, ОЭСР и других, развивает двустороннее сотрудничество со странами Европы и Азии, Америки, на выгодных условиях вступил во Всемирную Торговую Организацию. Высокий уровень международного сотрудничества дает стране свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мировые экономические и политические отношения.

 

Сейчас читают